У ВАС ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОК
Определите причины:
В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее появляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.
Как вести себя с замкнутым ребенком:
· Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
· Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
· Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
· Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
Чудес не бывает: замкнутость не пройдет за один день по взмаху «волшебной палочки». Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком.
Игры для замкнутых детей
Способность ребенка общаться с окружающими формируется с раннего детства. Однако для некоторых детей общение становится большой проблемой. Замкнутые дети с трудом вступают в контакт с ровесниками, неактивны в общих играх, предпочитают одиночество. Родители могут помочь ребенку, развивая коммуникативные навыки в игре.
Ролевые игры для замкнутых детей организуйте, опираясь на следующий алгоритм.
- Выбираем коммуникативную ситуацию для игры. Например, «Идем в гости к Мише».
- Распределим роли – мама играет роль своего ребенка, ребенок играет роль Миши. Начинаем играть: мама – «Ребенок» приходит в гости и показывает образец поведения: как поздороваться, о чем спросить, как начать разговор, как предложить игру и другое.
- Меняются ролями: теперь ребенок играет самого себя, а мама играет Мишу. Меняем ситуацию «Миша пришел в гости».
Повторяем алгоритм игры. В процессе этой ролевой игры взрослый предлагает ребенку образцы поведения с детьми и закрепляет навык общения в конкретной ситуации.
Коммуникативные ситуации могут быть самыми разными и охватывать разные сферы общения ребенка. Регулярные ролевые игры помогут замкнутому ребенку избавиться от страха перед людьми, дадут ему в руки «коммуникативное оружие» – необходимые для общения слова и фразы. Постепенно нужно вовлекать ребенка в совместные игры с детьми. Пусть сначала это будут дети ваших близких знакомых. Под руководством взрослых можно поиграть в сюжетно-ролевые игры «В магазине», «В аптеке», «У врача», «В детском саду». Меняя между детьми роли, вы приучаете их к сотрудничеству.
Детей объединяет и совместное творчество. Игры с творческим сюжетом потребуют от взрослых небольшой подготовки.
Игра «Дружный дом»
Вы можете нарисовать на плакате многоэтажный дом с пустыми окнами. По их размеру заготовить прямоугольники. Раздайте детям цветные карандаши, фломастеры, заготовки для окон. Игру начните словами: «Мы будем играть в соседей. Это наш большой дом. В каждой квартире кто-то живет. Давайте нарисуем в окошках портреты детей, которые живут в нашем доме». Готовые портреты вклеиваем в пустые окошки. А потом рассказываем, как зовут соседей, что они любят делать, во что играть и т.д.
Игра-соревнование «Наша картина»
Объедините детей в пары. Дайте каждой паре по три цветных карандаша, одинаковые картинки из раскраски. Какая пара быстрее раскрасит свою картинку? Игра «Накорми ребенка». Пары детей поменяйте по составу. Выберите из каждой пары «маму» и завяжите «ей» глаза. «Мама» должна покормить своего «малыша» из тарелочки (это могут быть мягкие фрукты, печенье, а если есть фартучки, можно и кашей – так будет веселее).
Игры, повышающие самооценку замкнутого ребенка, очень важны для преодоления психологических барьеров в общении.
Игра «Мне нравится, что ты…»
Можно играть сначала в семье, потом с близкими детьми. Сидя по кругу, передаем мягкую игрушку соседу справа и говорим: «Мне нравится, что ты … сегодня веселый (ты добрый, ты справедливый и т.д.) Вашему ребенку в процессе игры говорите такие комплименты, которые придадут уверенность в себе.
Игра «Волшебный стул»
Тот, кто садится на этот стул, становится героем дня и ему рассказывают о его достоинствах (ТОЛЬКО НЕ ЛЬСТИТЬ).
Цель таких игр – показать ребенку, что он не хуже всех, что его есть за что уважать и любить. Когда ребенок уверен в себе, у нет проблем в общении с окружающими.