Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Дата: 3 декабря 2021 в 13:20

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ, КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 Согласно педагогическому энциклопедическому словарю, агрессивное поведение — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический или моральный ущерб людям, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и т.п.). В быту термин "агрессивное поведение" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессивное поведение и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В понятии "агрессивное поведение" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость".

  Агрессивное поведение в большинстве случаев обусловлено определённым состоянием, называемым агрессивностью или враждебностью. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакого агрессивного поведения не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают. Согласно А.Адлеруагрессивность является неотъемлемым качеством сознания, организующим его деятельность. Агрессивное сознание порождает различные формы агрессивного поведения от открытого до символического, каким, например, является хвастовство, цель которого состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства.

   Среди форм агрессивного поведения, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическое агрессивное поведение, которое предполагает применение физической силы с целью нанесение увечий человеку, причинения ему физических страданий.

  • Вербальное агрессивное поведение, которое предполагает выражение негативных чувств посредством речи (ссора, крик, угроза, проклятья) с цель нанесения морального ущерба человеку.

  • Аутоагрессия, которая предполагает причинение физического и морального страдания самому себе (пирсинг, татуировки, самобичевание).

  • Косвенная агрессия  — действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), либо ни на кого не направленные взрывы ярости (битье кулаками по столу, ломка карандашей, бесцельное разрывание бумаги, хлопанье дверьми и др.).

  • Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

   Среди форм агрессивного поведения, проявляемого подростками в возрасте 13-14 лет, доминируют физическое, вербальное агрессивное поведение и негативизм. Так же было замечено, что негативизм как у мальчиков, так и у девочек проявляется, в большинстве случаев, при общении со взрослыми, особенно родителями и учителями. Причиной этого могут служить притязания подростков на внешнюю взрослость. Они считают, что знаний и опыта их вполне достаточно для решения жизненных ситуаций и проблем. Они стремятся всячески утвердить свою самостоятельность. Однако родители и учителя не позволяют им проявлять эту самостоятельность, видя, что подростки ещё не способны трезво оценивать ситуацию, они доверчивы, легко поддаются эмоциям, не могут противостоять пагубным желаниям (курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ). Более того, подростки в 13-14 лет редко, когда оказываются способными нести ответственность за свои поступки и полностью осознавать серьёзность последствий своего поведения. Именно поэтому мы сталкиваемся с противостоянием подростков взрослым.

   При общении же со сверстниками чаще можно встретить вербальное агрессивное поведение. Это обуславливается желанием подростков самоутвердиться, почувствовать уверенность в себе, поднять свою самооценку и авторитет в глазах сверстников. Нередко вербальное агрессивное поведение переходит в физическое. И принесённый ущерб может быть как незначительным (толкнул, наступил на ногу), так и крайне тяжёлым (умышленное убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью). Как отмечает Министерство внутренних дел города Минска, перечень преступлений, совершаемых подростками, значительно расширился. Уже не являются редкостью случаи вымогательства,  умышленного уничтожения или повреждения имущества при отягчающих обстоятельствах, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения. Отличительной особенностью совершенных преступлений является его группой характер. Одному подростку трудно решиться совершить преступление. А "эффект толпы" благоприятно действует на мотивацию совершения актов физической агрессии. Связано это с тем, что в подростковом возрасте мальчики и девочки не склонны к индивидуализации. Подростки значительно комфортнее себя чувствуют, когда они такие же, как все. Плюс нахождение в группе позволяет подросткам думать, что они могут с успехом переложить ответственность за совершённое действие на другого человека, принимавшего участие в данном действии. Сплочённость, отсутствие ответственности, общее настроение как нельзя лучше способствуют совершению необдуманных поступков и актов агрессии, вербальной, физической или косвенной.

   Аутоагрессия, как это ни странно, тоже носит групповой характер. Среди современных подростков широко распространены так называемые проверки на мужественность и терпимость к боли. К примеру, шрамирование лезвием бритвы внешней стороны ладони, держание ладони над горящей зажигалкой, нанесение царапин серной стороной спички в виде рисунков на запястьях, нанесение на руки татуировок гелевыми ручками и так далее. Некоторые подростковые компании используют акты аутоагрессии в качестве ритуалов для вхождения в группу. И частота таких проявлений практически не отличается у мальчиков и девочек.

    Как у мальчиков, так и у девочек, существуют периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено (Ковалев П.А., 1996), что у мальчиков пик агрессивного поведения наблюдается в 14 лет. У девочек наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 13 лет. Это связано с тем, что девочки созревают раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Не случайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные педагогов и психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

   Сравнение степени выраженности различных форм агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к физическому и вербальному агрессивному поведению, а у девочек - к вербальному и к косвенному агрессивному поведению. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию "вербальная - физическая", сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной.

   Существует несколько теорий о природе агрессивного поведения.  Теория влечения, основоположником которой был Зигмунд Фрейд, объясняла агрессивное поведение с биологической точки зрения. Конрад Лоренц утверждал, что агрессивный инстинкт присутствует у человека с рождения. Он необходим ему для выживания и проявляется только тогда, когда человек испытывает угрозу своей жизни, либо жизни человека, который ему дорог. Однако стремительное развитие научно-технического прогресса, обгоняя естественно текущее биологическое и психологическое созревание человека, приводит к замедлению тормозных механизмов агрессии. Именно поэтому сейчас мы наблюдаем стремительный рост преступности, озлобленность населения, особенно в больших городах.

  Джон Доллард, описывая фрустрационную теорию, утверждал, что агрессивное поведение не обусловлено биологическими факторами, а является всего лишь реакцией на фрустрацию: попытку преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достичь удовольствия и эмоционального равновесия. Позже теория была несколько изменена, однако основным стержнем в ней осталось то, что человек сам по себе не агрессивен. Агрессивное поведение он проявляет в том случае, когда для этого появился повод, как правило, экзогенного характера.

   Социальная теория в противовес двум предыдущим теориям гласит, что агрессивное поведение усваивается в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления. Согласно Альберту Бандуре для того, чтобы полностью понять агрессивное поведение, необходимо учитывать несколько моментов: способ усвоения агрессивного поведения, факторов, провоцирующих его появление и  условия, при которых оно закрепляется.

    Объясняя агрессивное поведение подростков, можно суммировать три этих теории, потому что каждая из них имеет подтверждения. Согласно  Льву Семёновичу Выготскому подростковый кризис 13 лет сопровождается половым созреванием и появлением тестостерона в крови мальчиков. Официально доказано, что на агрессивность влияет мужской половой гормон — тестостерон. Препараты, понижающие уровень тестостерона у мужчин, склонных к насилию, ослабляют их агрессивное поведение. После 25 лет содержание тестостерона в крови мужчины снижается, а вместе с ним и количество "насильственных" преступлений среди мужчин соответствующего возраста. Таким образом, мальчики в возрасте 13 неосознанно проявляют агрессивное поведение, не умеют справиться со своим состоянием, которое они к тому же не могут понять. Этим можно объяснить и тот факт, что у девушек меньше случаев проявления агрессивного поведения,  и агрессивное поведение носит больше словесный характер, нежели физический.

   Однако кроме биологических факторов, мы можем назвать ещё и социальные. Повседневная жизнь демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации. Как известно, дети – копии своих родителей. В семье, где родители применяют физические методы наказания с рождения ребёнка, он воспринимает это в последствии как норму. И если его в школе или в компании сверстников кто-то обидел или подвёл, его инстинктивной реакцией будет применить то же самое наказание (физическое агрессивное поведение). Если в семьё подростка принято щипать друг друга, давать "подзатыльники", пакостничать (акты косвенной агрессии), то и в общении со сверстниками будет вести себя аналогичным образом. Потому что ребёнок воспринимает это как норму. Крайне редко, когда такие дети понимают, что поведение их родителей отличается от нормы. Особенно дети 13-14 лет, когда их мировоззрение только начинает формироваться.

   Средства массовой информации дополняют картину, пропагандируя культ силы. Конечно же, быть успешным хочется всем.  И мальчикам и девочкам. А способ достижения успешности, демонстрируемый средствами массовой информации, пока только один — насилие. Хочешь быть первым – убей того, кто тебе мешает это сделать. Хочешь быть первым – умей защищать себя и своих близких от людей, которых раздражает твоё благополучие. Как сказал Игорь Иртеньев: "Добро должно быть с кулаками".

   Доказательством же теории Джона Долларда может служить вымогательство. Подросток, хвастающийся дорогим мобильным телефоном, всегда являются объектом зависти и раздражения подростков, у которых такого телефона нет, и возможности его приобрести — тоже. Если подростку сверстник наступил на ногу, то, в большинстве случаев, сверстник рискует получить пинок, или ему тоже наступят на ногу. Это естественная реакция на боль. В случае если подростку на ногу наступит взрослый, то, скорее всего, по морально-этическим правилам, подросток сдержит проявление физической агрессии, однако уровень его агрессивности вырастет. Таким же фрустрирующими факторами могут явиться жара, теснота (субъективное ощущение нехватки пространства), возбуждение.

ВЫВОДЫ:

1. Агрессивное поведение — это ДЕЙСТВИЯ, целью которого является причинение физического или морального ущерба. Агрессивное поведение можно разделить на физическое агрессивное поведение, вербальное агрессивное поведение, косвенную агрессию, аутоагрессию и негативизм.

2. Доминирующими формами агрессивного поведения подростков является физическое, вербальное агрессивное поведение и негативизм. Негативизм чаще проявляется при общении со взрослыми. Физическое и вербальное агрессивное поведение свойственно больше для общения подростков со сверстниками. Физическое агрессивное поведение и аутоагрессия  носят групповой характер проявления.

3. Пик агрессивного поведения мальчиков приходится на 14 лет, девочек — 13 лет. Мальчики больше склонны к проявлению физического агрессивного поведения, девочки больше склонны к проявлению вербального агрессивного поведения и косвенной агрессии.

4. Существуют три теории агрессивного поведения: теория влечений Зигмунда Фрейда, называющая биологическими факторы агрессивного поведения подростка, фрустрационная теория Джона Долларда, называющая агрессивное поведение реакцией на фрустрацию, и теория социального научения Альберта Бандуры, которая утверждает, что агрессивное поведение — следствие социализации. Каждая из них в равной степени объясняет происхождение агрессивного поведения подростков. Таким образом получается, что агрессивное поведение подростков детерминируется комплексом биологических и социальных факторов.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.